Цель. Познакомить детей с обычаями празднования Троицы. Разучить подвижную игру «Ходит Ваня». Закрепить умение складывать из бумаги фигурки животных в технике «оригами».
Воспитывать любовь к русской народной культуре, уважение друг к другу, заботу о природе.
Оборудование и материал.
В музыкальном зале расставлены макеты различных деревьев, стены украшены искусственными веточками берёзы, венками, флажками, ленточками. Дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы. Для работы приготовлены пособия для дидактической игры «Найди листочек», разноцветные ленточки, квадраты 15*15 см из цветной бумаги. Большая театральная напольная кукла «Лето». Аудиокассета с фольклорными мелодиями и песнями. Три «волшебных» мешочка с листочками, ленточками и разноцветной бумагой.
Ход занятия
Воспитатель. Как на нашей на поляне собрались мы лето встретить. Встретить да приветить!
Дети! Какие пословицы и поговорки вы знаете о лете?
Дети (по очереди).
- Худо лето, коли солнца нету.
- Что летом соберёшь, то зимой на столе найдёшь.
- Дождливое лето хуже осени.
- Не моли лета долгого, а моли лета тёплого.
- Летом – грозы, зимой – морозы.
Воспитатель. А давайте позовём лето к нам в гости?
Дети. Лето, лето приходи! (3 раза.)
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель. Пойду я лето в зал приглашу. (Выходит за дверь и надевает на себя большую напольную куклу.)
Лето. Здравствуйте, люди добрые, детишки весёлые! Красиво, зелено на полянке у вас. Ой! Что я вижу? (Лето указывает на берёзку без листочков.) Смотрите, у этой берёзки ещё не появились зелёные листочки. Дети, давайте поможем ей!
У меня в этом волшебном мешке много разных листьев: и зелёные, и жёлтые, и красные, и дубовые, и кленовые, и берёзовые, и осиновые. Найдите нужные листочки, и мы оденем берёзоньку в красивый наряд.
Под фонограмму РНМ проводится дидактическая игра «Найди листочек».
Лето. Молодцы! Красивая получилась берёзка. А теперь послушайте, что я вам расскажу. На седьмой четверг после Пасхи наступает большой праздник «Семик», то есть день, когда люди прощаются с весной и встречают лето. Они выбирают самую красивую берёзку и украшают её разноцветными ленточками, венками. Давайте и мы украсим берёзку вот этими ленточками. (Из другого «волшебного» мешка достаёт разноцветные ленточки.) И споём в её честь песню «Во поле берёза стояла».
Дети украшают берёзку и одновременно исполняют РНП «Во поле берёза стояла».
Лето. Какие же вы молодцы, дети! А в воскресенье наступает праздник Троицы, когда можно совершать обряд «кумления» - выбирать себе подружку или дружка. Для этого надо обменяться подарками, ленточками или веточками. И сейчас я из своего третьего мешочка достану разноцветные листы бумаги, и мы будем делать из них фигурки «оригами». (Дети разбирают листочки, располагаются на ковре и мастерят небольшие фигурки животных.) Ну, что же получилось? (Кошка, собачка, лягушка, сова, лисичка, бабочка, зайчик, рыбка.)
А сейчас мы будем песни петь и припевать, по любви выбирать.
Проводится хороводная игра «Ходит Ваня». В центре стоит один ребёнок, остальные водят хоровод. Дети идут по кругу и поют:
Ходит Ваня,
Ходит Ваня
Посреди кружочка,
Посреди кружочка.
Ищет Ваня,
Ищет Ваня
Для себя дружочка,
Для себя дружочка.
Нашёл Ваня,
Нашёл Ваня
Для себя дружочка,
Для себя дружочка.
Ребёнок в центре хоровода выбирает «дружочка», берёт его за руки и выводит в центр круга. Они встают спиной друг к другу.
Дети (считают).
Гули – гули, раз!
Гули – гули, два!
Гули – гули, три!
Если двое детей в центре повернули головы в одну сторону, то они дарят друг другу подарки. Если в разные – расходятся. Игра повторяется со всеми детьми четыре – пять раз, чтобы все подарили друг другу подарки.
Лето. Вот и подошла к концу наша встреча. Что мы с вами сегодня делали?
Дети.
- Рассказывали пословицы о лете.
- Помогали берёзке надеть зелёный наряд.
- Узнали новые обычаи русского народа.
- Украсили берёзку ленточками.
- Пели песню о берёзке.
- Делали подарки для друга.
- Играли в игру «Ходит Ваня» и дарили друг другу подарки.
Лето. Дети, вы мне так понравились, вы такие отзывчивые, весёлые, дружные. Но мне хочется посетить и другие поляны, поэтому я говорю вам: «До свидания! До новых встреч!»
Воспитатель с куклой Лета уходит, за дверью снимает куклу и входит обратно в зал к детям.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие в старину, в русские обычаи, а теперь давайте устроим чаепитие с русскими песнями да с играми.
|