"Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 года)-
Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. В программе выделяется 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой), небольшими подгруппами и индивидуальные. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.
В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.
Главная цель программы - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.
Программа «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новооскольцевой -
Программа ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки , целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем .
Программа ориентирована на четыре возрастных периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет).
Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:
· музыкально-ритмическое движение;
· развитие чувства ритма, музицирование;
· пальчиковая гимнастика;
· слушание музыки;
· распевание, пение;
· пляски, игры, хороводы.
Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года
ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:
- музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
- песня, танец, марш;
- музыка рассказывает о животных и птицах;
- природа и музыка;
- сказка в музыке;
- музыкальные инструменты и игрушки
В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
«Красота. Радость. Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной
В названии программы заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребенок, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество. Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.
Содержание программы реализуется в следующих разделах:
- Искусство в жизни ребенка.
- Эстетическая развивающая среда.
- Красота природы.
- Знакомство с архитектурой.
- Литература.
- Изобразительная деятельность.
- Музыкальная деятельность.
- Досуг и творчество.
- Творчество.